Ferrum-exclusive.ru

Металлические печи для бани
15 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правила русского языка: класть или ложить

Правила русского языка: класть или ложить

Часто мы не знаем, как правильно говорить. Русский язык считается одни из самых сложных, потому что в нем довольно трудные правила орфографии, грамматики и орфоэпии (правильного произношения слов). Говорить правильно очень важно не только для тех, кто выступает публично (дикторов, актеров и политиков), но и для обычных людей. Приучаться к этому нужно с малых лет, поэтому в школьный курс программы входит раздел «Учимся говорить правильно».

Дети решают разнообразные языковые задачи, выбирая правильный вариант произношения слова из нескольких предложенных. Такие задания полезны и для взрослых, потому что далеко не все взрослые умеют говорить правильно, четко, грамотно. Например, не все знают, как правильно говорить — «класть» или «ложить». Особенно часто ошибки в употреблении этих слов допускают пожилые люди и жители сельской местности.

Как объяснить правописание слова «из-за»

Первое. Надо правильно сказать, как это слово пишется. Будет очень здорово, если в вашем ответе прозвучит вот эта фраза: «дефисное написание». Запомните, что «из-за» пишется всегда через дефис, и что правильно говорить именно «дефис», а не тире.

Второе. Из-за – это предлог. Предлоги, союзы и частицы относятся к неизменяемым словам. Поэтому как такового правила о правописании «из-за» нет. Вот так сложилось в русском языке, что этот предлог пишется через «дефис», и всё тут. Он таким «родился» и «застыл».

Как доказать, что это именно предлог, а не какая-то другая часть речи? Смотрите, предлоги всегда можно употреблять в вопросах к существительным или местоимениям, с которыми они используются:

  1. Из-за засухи антилопам нечего есть. Антилопам нечего есть (из-за чего?) из-за засухи.
  2. Я ничего не читаю из-за того, что уже давно прочитал все книги в домашней библиотеке. Я не читаю (из-за чего?) из-за того.
Читайте так же:
Кирпич который используют при строительстве печки

И еще лайфхак. Один предлог всегда легко заменяется на другой. «Из-за» можно легко поменять на «вследствие» (ссылка ведет на мою статью о правописании этого слова, можете тоже взглянуть). Смотрите: «из-за вашей нерасторопности мы опоздали» – «вследствие вашей нерасторопности мы опоздали».

Третье. Не помешает сказать учительнице пару слов об этом предлоге, чтобы показать свои углубленные знания. Сказать вам можно следующее:

  1. Предлог непроизводный. То есть он не происходил от слова самостоятельной части речи. Вот про «вследствие» так сказать нельзя, потому что этот предлог когда-то давным давно «произвелся» из сочетания предлога «в» и существительного «следствие».
  2. Предлог требует после себя существительного в родительном падеже: из-за (чего?) бури, из-за (кого?) меня, из-за (кого) хомячка.
  3. Существительное с предлогом «из-за» – это либо дополнение, либо обстоятельство в предложении. Чаще всего можно сказать и так и так, оба варианта допустимы. Например: «Я не пошёл в школу (из-за чего? почему?) из-за мороза». Хотя правильнее все-таки задавать смысловой вопрос «почему» и говорить, что перед нам обстоятельство причины.

Выбор кирпича

Обложить дом можно облицовочным кирпичом следующих видов:

  • керамический;
  • безобжиговый (гиперпрессованный);
  • клинкерный;
  • силикатный.

Керамический кирпич делается из обожженной глины. Он характеризуется средней плотностью, простотой укладки, но значительной подверженности влаге. Вода легко попадает в его поры, что приводит к быстрому износу материала. Кирпич выдерживает от 25 до 75 циклов замерзания-размораживания, поэтому, чтобы избежать проблем, рекомендуется покрывать его гидрофобным составом, образующим паропроницаемую пленку.

Безобжиговый кирпич производится не только из глины, но и специальных составов с пигментами, сдавливаемых под огромным давлением. Он имитирует природный камень, за счет чего очень декоративен. Недостаток — склонность к расслаиванию под действием влаги. Решается проблема покрытием веществом, отталкивающим воду, но пропускающим пар, как и в случае керамического кирпича.

Читайте так же:
Кирпич щелевой что это такое

Клинкерные кирпичи самые прочные. Они обжигаются при температуре 1200 градусов, что придает им плотность, морозостойкость и способность не поглощать влагу. Стоит он соответственно.

Силикатный кирпич самый доступный. Он меньше пропускает влагу, чем керамический, но лучше проводит холод, сильнее промерзает и быстрее разрушается. Использовать его рекомендуется в теплом климате, либо в случаях, когда будет применяться дополнительная отделка штукатуркой или краской.

Следует помнить, что предпочтительнее использовать кирпичи с отверстиями — цельные стоят дороже и весят больше. Однако размер отверстий должен быть небольшим: это снизит расход раствора, затекающего в дырки, и увеличит прочность кладки.

Как и зачем обкладывать деревянный дом кирпичом

Как употреблять ѳ (фиту)?

Буква «фита» использовалась в ограниченном списке слов греческого проис­хождения (причем этот список с течением времени сокращался) на месте ны­неш­него ф — в тех местах, где в греческом была буква «тета» (θ): Аѳины, ака­ѳистъ, Тимоѳей, Ѳома, риѳма и др. Вот список слов с фитой:

Имена собственные: Агаѳья, Анѳимъ, Аѳанасій, Аѳина, Варѳоломей, Голіаѳъ, Евѳимій, Марѳа, Матѳей, Меѳодій, Наѳанаилъ, Парѳенонъ, Пиѳагоръ, Руѳь, Саваоѳъ, Тимоѳей, Эсѳирь, Іудиѳь, Ѳаддей, Ѳекла, Ѳемида, Ѳемистоклъ, Ѳеодоръ (Ѳёдоръ, Ѳедя), Ѳеодосій (Ѳедосій), Ѳеодосія, Ѳеодотъ (Ѳедотъ), Ѳеофанъ (но Фофанъ), Ѳеофилъ, Ѳера­понтъ, Ѳома, Ѳоминична.

Географические названия: Аѳины, Аѳонъ, Виѳанія, Виѳезда, Виѳинія, Виѳлеемъ, Виѳсаида, Геѳсиманія, Голгоѳа, Карѳагенъ, Коринѳъ, Мара­ѳонъ, Парѳія, Парѳенонъ, Эѳіопія, Ѳаворъ, Ѳеодосія, Ѳермофилы, Ѳес­салія, Ѳессалоники, Ѳивы, Ѳракія.

Народы (и жители городов): коринѳяне, парѳяне, скиѳы, эѳіопы, ѳиване.

Имена нарицательные: анаѳема, акаѳистъ, апоѳеозъ, апоѳегма, ариѳметика, диѳирамбъ, еѳимоны, каѳолическій (но католическій), каѳедра, каѳизма, киѳара, левіаѳанъ, логариѳмъ, мараѳонъ, миѳъ, миѳологія, моноѳелитство, орѳографія, орѳоэпія, паѳосъ (страсть, но Пафосъ —остров), риѳма, эѳиръ, ѳиміамъ, ѳита.

Какъ писать въ старой орѳографіи?

Народ решает

Как объяснила нам Ирина Левонтина, лингвист, ведущий научный сотрудник Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, с заимствованными словами очень часто случается недопонимание и появляются разные версии и рекомендации, как правильно употреблять. Новые понятия возникают и проникают в язык чаще всего быстрее, чем на то реагируют словари. И в основном получается так, что сначала в соответствии с языковыми традициями коллективно вырабатывается определенный самый распространенный вариант, а уже потом словари просто фиксируют то, что получилось.

«Заимствования в русском языке появляются регулярно. Закрепляется какая-то практика их использования, иногда она не очень удачная, иногда корректируется в соответствии с нормами и правилами русского языка. А дальше словари уже просто фиксируют то, что закрепилось. Это, безусловно, требует какого-то времени, и официальная некая регистрация произойдет позднее, когда появится новое издание словаря или какие-то рекомендации. Есть определенные закономерности и правила, но они не всегда дают однозначный результат, поэтому и получаются разные рекомендации», — объяснила Ирина Левонтина.

Алгоритм действий

Чтобы определиться, как писать «груженые» или «груженные» правильно, следует определить часть речи, поскольку от нее напрямую зависит применяемая языковая норма. Действовать можно по такому алгоритму:

Читайте так же:
Коронка с алмазным напылением для кирпича

Варианты упражнений в русском языке

  • Разобрать слово по составу и выявить, имеется ли у него приставка. Наличие этой морфемы выдает причастие.
  • Проверить, есть ли зависимые слова. То есть попробовать задать от лексемы вопрос. Зависимые лексемы являются признаком причастия.
  • Выяснить, от какого именно глагола произошло словообразование. Если он несовершенного вида, значит, речь идет о прилагательном. В противном случае это страдательное причастие.

Примеры разбора слова по частям

Пример: «Колонна груженых машин ехала по улице». Действуя по алгоритму, следует разобрать слово по морфемам: груж — корень, ен — аффикс, -ых — окончание. В составе нет приставки. Далее проверяется наличие/отсутствие зависимых компонентов. От данной лексической единицы в составе синтаксической конструкции нельзя задать вопрос, поэтому зависимых элементов она не имеет.

Наконец, третий шаг — определение слова, от которого произошло образование. Этот глагол «грузить», отвечает на вопрос «что делать», соответственно, несовершенного вида. Вывод: в предложении используется прилагательное, которое, по нормам русского языка, следует писать с одной согласной Н.

Второй пример: Груженный песком и кирпичами вагон прицепили к локомотиву. Первая стадия — разбор по составу: груж — корень, енн — суффикс, -ый — окончание. Приставки нет, поэтому следует перейти ко второму шагу. Груженный (чем?) песком и кирпичами. Это зависимые слова, которые позволяют сделать вывод — речь идет о страдательном причастии, в аффиксе которого пишется удвоенная Н.

Третий пример: Перегруженный состав добирался до места три дня. На первом шаге уже становится понятно, какая часть речи используется: приставка пере-, корень груж-, суффикс -енн, флексия -ый. В слове имеется приставка, поэтому оно является страд. прич. и пишется с НН.

Для сравнения:

  • Груженый самосвал — груженный углем самосвал.
  • Груженый грузовик — груженный арбузами и дынями грузовик.
  • Груженый корабль — груженный лесом корабль.
  • Груженый автомобиль — груженный вещами автомобиль.
Читайте так же:
Как сделать коридор под кирпич

В первом случае используются отглагольные прилагательные, во втором — причастия.

Что ещё полезно знать?

В зависимости от методики и комплекта учебников, используемых учителями в конкретной школе или классе, формальные требования к фонетическому разбору слова могут слегка варьировать. Однако общие рекомендации в целом едины.

В некоторых случаях могут возникать вопросы, как быть с предлогами. Чаще всего на практике их фонетический разбор просто не делается. Хотя на всякий случай будет полезным знать, что обычно предлог как бы примыкает к части речи, которая следует за ним, и при наличии в нём гласных они чаще всего будут безударными.

Например, в сочетании предлога и существительного «по полю» ударным является первый слог в слове «полю», а сама конструкция произносится [папОл’у]. Хотя возможен и вариант [попал’у]. Случаи когда ударение падает на предлог, а не на то, что следует за ним, нечасто, но встречаются. Ярким примером может служить грубо просторечное «по фиг» [пОф’ык].

Такое явление становится возможным, потому что с точки зрения фонетики существительные и предлоги часто воспринимаются не как разные слова, а одно слово и произносятся именно так. В лингвистике это называется фонетическим словом. Впрочем, столь глубокие сведения обычно преподаются уже в курсе фонетики студентам-филологам, а в школе в такие дебри не забираются Ну а каждый, кого заинтересовал этот момент, может найти нужную информацию и примеры онлайн.

В школе ученикам дают задания по фонетическому разбору слов, в первую очередь, для закрепления базовых теоретических познаний, которые они получают от учителя и из книг. В свою очередь, базовые знания фонетики сослужат им хорошую службу в практическом применении языка, то есть правильном его использовании на письме и чтении. Так, представление о таких языковых явлениях, как особенности произношения звуков в зависимости от позиции, позволяют понять, почему в некоторых случаях надо использовать букву, передающую не тот звук, который слышится.

Читайте так же:
Нормы расхода бой кирпича

Особенную важность фонетика и всё, что с ней связано, приобретает в регионах с ярко выраженными диалектными особенностями. Например, в верхневолжских говорах буква о в безударном положении читается [о], а в южнорусских вследствие особенностей местного произношения звука [г] с придыханием парным ему фактически становится [х]. Однако на уроках русского языка делать фонетический разбор требуется по правилам литературного языка. Это должно помочь ученикам освоить русскую литературную речь. Ведь использование диалекта считается признаком неграмотности.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector